Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote in anti_avraamism,
Федотов Валерий Павлович
matholimp
anti_avraamism

Трижды некрещёный

Принятие веры естественно для ребёнка, который начинает постоянно посещать церковь гораздо раньше, чем понимает смысл происходящего. Но для взрослого человека это уже весьма значимое событие, как правило, полностью меняющее течение его жизни.
Несравненно реже случается отказ взрослого человека принять веру, к которой его постепенно подводили. Этот акт требует не только полного осознания ситуации и всех сопутствующих обстоятельств, но высочайшего нравственного подъема. Чтобы отвергнуть бога, в которого он должен был бы поверить, фактически человек должен демонстративно поставить себя выше его. Не говоря о чисто меркантильных потерях: для первых русских князей принятие христианства означало освящение их власти авторитетом Римской церкви.
Да, речь о Свендославе (в византийских источниках - Σφενδοσθλάβος), подлинное имя которого летописцы переделали на славянский манер в Святослава. Крайне важен контекст: его мать - святая равноапостольная княгиня Ольга, а сын - святой Владимир, креститель Руси. Сам же он отказывается принять христианство минимум трижды (в Новгороде, Киеве и Константинополе).
Свендослав - мой дальний предок по прямой мужской линии. Среди огромного количества известных мне предков именно его я воспринимаю наиболее идентичным самому себе (по крайней мере, в национальном и конфессиональном контекстах). Ему я посвятил это стихотворение, вошедшее во второй выпуск "Ингерманландского можжевельника":


Сегодня не рубите иордань:
Я не желал январского крещенья.
Раздайте нищим горы угощенья
Как отступных положенную дань.

Что станете рубить? Растаял лед,
Погода вновь смеется над волхвами.
Из беспросветных туч над головами
Крестильный дождь на землю упадёт.

Легенду изложил на бересте
Монах, приплывший с Ближнего Востока:
Еврейского пророка в ней жестоко
Язычники сгубили на кресте.

Противно мне юродство веры той!
Молитву в глубине души несу я
Лишь Богу. Самому. Но не попам, что всуе
Отпустят грех за рублик золотой.

Я стар, почти ослеп, почти оглох,
А зубы очень сильно поредели,
Но мой кулак не мазал мимо цели
И разум далеко ещё не плох.

Огонь моей свечи почти сгорел,
Но вечной славы памятник заслужен.
Хазарский бог земле моей не нужен:
Я – ruskej, я – ингерманландец, я – карел.

(C) http://matholimp.livejournal.com/30032.html , 6-19 января 2009г., окрестности Дудергофа.
Историко-филологические и личные комментарии - http://matholimp.livejournal.com/30428.html .
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments